Время в зеркале науки
Апрель20
 
Мудрее всего - время,
ибо оно раскрывает все
 
Фалес 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.)


В разные времена живут разные сообщества (племена, города, профессиональные и возрастные группы, классы), разные организации обеспечивают специфические временные рамки для своих членов, а каждому типу человеческой деятельности (политической, экономической, религиозной) отвечает собственная временная матрица
 
Эмиль Дюркгейм. О разделении общественного труда.
 
Для Дюркгейма время – это „социальный факт” или „коллективное представление”, эманация коллективного опыта и социальной организации общества. Но как таковое, оно социально конструируется. То есть, все члены общества имеют общее временное сознание, время есть социальной категорией мысли, продуктом общества. Коллективное время является суммой временных процедур, которые сообща образовывают культурный ритм данного общества. Дюркгейм выделял моральную и символичную основу общества, в которой социальное действие структурируется во времени благодаря форме морального долга. Таким образом, социальное время должно согласовывать общие с моральным порядком позиции. Данная согласованность должна проистекать во всех действиях: от рутинных до символических. То сеть, подобно другим социальным фактам, время обеспечивает нормативную регуляцию социальной жизни и тем самым влияет на общество, формирует своих собственных творцов. Как видим, здесь присутствует некая диалектика, а именно: время отображает ритм коллективных действий и одновременно само регулирует такие действия.
 
 
О времени у Э. Дюркгейма вы можете прочитать:
 
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм ; [пер. с фр. А. Б. Гофман]. – М.: Канон, 1996.