Время в зеркале науки
Апрель19
 
Мудрее всего - время,
ибо оно раскрывает все
 
Фалес 

Вильгельм Дильтей (1833-1911 гг.)


Тут наряду с категорией действительности, что открывается нам в настоящем, возникает категория возможности. Мы чувствуем себя властелинами бесконечных возможностей. Таким образом, переживания времени во всех его направлениях определяет содержание нашей жизни
 
Вильгельм Дильтей. Возникновение герменевтики.
 
Дильтей тематизировал проблему единства времени как понимания в контексте культурно-исторического бытия человека. Он отличает настоящее время от абстрактного, с которым имеет дело природоведение: абстрактное время имеет только количественные характеристики, тогда как исторически-живое – качественные. Так, время предстает как реальность не только психическая, а скорее историческая. Время выступает как квазисубстанция культурно-исторической реальности. В понимании Дильтея, одно из измерений времени – будущее – может существовать лишь для человека, которые владеет не только памятью, но и действует в соответствии с ожиданиями, желаниями, надеждами, целью. Поэтому время течет не только объективно внутри нас, но и благодаря нам. Это специфически человеческое время, характеристики которого обусловлены специфически человеческим способом жизни, который является историческим. С этой точки зрения невозможно рассматривать сознание как такое, внутри которого текут потоком переживания. Напротив, наше сознание само принимает участие в создании этого потока. А созерцать себя человек может не непосредственно, а только путем созерцания другого. Внутренний опыт не может дать достаточных возможностей осознать собственную индивидуальность. Только в сравнении себя самого с другими человек забывает опыт относительно индивидуального в себе, осознавая в первую очередь то, что отличает его от другого.
 
О времени у В.Дильтея вы можете прочитать:
 
Дильтей В. Возникновение герменевтики. Дополнение из рукописей // Дильтей В. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. IV.– М.: Дом интеллектуальной книги. - 2001.