То, что носит название «классическое», в первую
очередь, не требует преодоления исторического дистанцирования – оно само, в
постоянном опосредствовании совершает это преодоление. Поэтому классическое,
конечно, «вне времени»; но сама эта вневременность является средством
исторического бытия
Ганс-Георг Гадамер. Истина и метод.
На
„примере классического” Гадамер
объяснял, каким образом прошлое каждый раз является актуальным для
соответствующего настоящего. Историческое дистанцирование не преодолевается с
помощью больших усилий, как это дает понять историческое сознание, но в
классическом прошлое всегда совпадает с настоящим. В данной форме
опосредствования прошлого и настоящего Гадамер видел истинный способ
исторического познания. В этой перспективе „временное дистанцирование”
приобретает особенное значение. Так, благодаря онтологическому повороту,
который М. Хайдеггер придал пониманию в качестве „экзистенциала”, только
исходя из временной интерпретации, Г.-Г. Гадамер осмысливал временное
дистанцирование в его герменевтической плодовитости. Итак, время, в первую
очередь, не является бездной, которую непременно нужно преодолеть, поскольку
присутствие прошлого означает непрерывность обычаев и традиций. Необходимо
познать эту дистанцию во времени как позитивную и продуктивную возможность
понимания. Когда человек находится на этой исторической дистанции и пытается
понять какое-то историческое явление, он всегда оказывается под влиянием
действующей истории. Таким образом, историческое сознание оказывается в
действенно-историческом переплетении, что позволяет выявить основополагающие
предпосылки, которые направляют понимание. Действующая история не является
чем-то, что дополняет историческое событие, но является способом, которым
прошлое становится настоящим, которым прошлое нас определяет. Если история
является процессом ее влияния, то осознание этого влияния есть
действенно-историческим сознанием. Эта процедура требует осознания собственной
исторической ситуации, законченности и историчности собственного сознания, что
всегда является уже самопониманием.
О времени
у Г.-Г.Гадамера вы можете прочитать:
Гадамер Г.-Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст.
Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988.