Время в зеркале науки
Апрель19
 
Мудрее всего - время,
ибо оно раскрывает все
 
Фалес 

Поль Рикёр (1913-2005 гг.)


Открытие большой продолжительности может выражать забвение человеческого времени, которое всегда нуждается в ориентире в настоящем. Таких глубинных последствий можно избежать только при условии сохранения аналогии между временем индивидов и временем цивилизаций
 
Поль Рикёр. Время и рассказ.
 
Рикёр подчеркивал онтологическую значимость исторического мышления, которое способно создавать целостную картину прошлого и будущего. Для этого, в первую очередь, необходимо допустить, что свойство „уже прошлое” радикально отличается от „еще не прошлого”. В этом смысле прошлая реальность произошедшего рассматривается как абсолютное свойство прошлого, которое является независимым от наших конструкций и реконструкций. Эта характеристика является общей как для физических, так и для исторических событий, в исследовании которых нельзя ограничиться анализом только прошлых событий и явлений. Историческое познание основано на понимании другого. Понимание пронизывает всю работу историка в той мере, в которой история – это духовное приключение, к которому привлекается вся особа историка; история имеет для него экзистенциальную значимость, и это придает ей всю ее важность, значение и ценность. Человек подходит к тексту не с единственной и однообразной моделью объяснения, но с широким диапазоном ожиданий. Таким образом, Рикёр пытался реконструировать опосредствованные отношения истории и рассказа, то есть, выявить интенциональность исторического мышления, что позволяет истории сохранить свою ориентацию на сферу человеческой деятельности и ее основополагающую временность.
 
 
О времени у П.Рикёра вы можете прочитать:
 
Рикер П. Время и рассказ / Поль Рикер; [пер. Т. В. Славко]. – М.; СПб.: Культурная инициатива, 2000. — (Книга света). – Т.1. Интрига и исторический рассказ. — М.; СПб.: Культурная инициатива, 2000.