Открытие большой продолжительности может
выражать забвение человеческого времени, которое всегда нуждается в ориентире в
настоящем. Таких глубинных последствий можно избежать только при условии сохранения
аналогии между временем индивидов и временем цивилизаций
Поль Рикёр. Время и рассказ.
Рикёр
подчеркивал онтологическую значимость исторического мышления, которое способно
создавать целостную картину прошлого и будущего. Для этого, в первую очередь,
необходимо допустить, что свойство „уже прошлое” радикально отличается от „еще
не прошлого”. В этом смысле прошлая реальность произошедшего рассматривается
как абсолютное свойство прошлого, которое является независимым от наших
конструкций и реконструкций. Эта характеристика является общей как для
физических, так и для исторических событий, в исследовании которых нельзя
ограничиться анализом только прошлых событий и явлений. Историческое познание
основано на понимании другого. Понимание пронизывает всю работу историка в той
мере, в которой история – это духовное приключение, к которому привлекается вся
особа историка; история имеет для него экзистенциальную значимость, и это
придает ей всю ее важность, значение и ценность. Человек подходит к тексту не с
единственной и однообразной моделью объяснения, но с широким диапазоном
ожиданий. Таким образом, Рикёр пытался реконструировать опосредствованные
отношения истории и рассказа, то есть, выявить интенциональность исторического
мышления, что позволяет истории сохранить свою ориентацию на сферу человеческой
деятельности и ее основополагающую временность.
О времени у П.Рикёра вы можете прочитать:
Рикер П. Время и рассказ
/ Поль Рикер; [пер. Т. В. Славко]. – М.; СПб.: Культурная инициатива, 2000. —
(Книга света). – Т.1. Интрига и исторический рассказ. — М.; СПб.: Культурная
инициатива, 2000.