Время в зеркале науки
Апрель19
 
Мудрее всего - время,
ибо оно раскрывает все
 
Фалес 

Фернан Бродель (1902 – 1985 гг.)


Время мира определяет также тип суперструктуры глобальной истории: оно является результатом действий сил, которые выходят из него самого, как из ядра, и, в свою очередь, отображаются на новой основе. В соответствии с городом и эпохой, это двойное действие снизу вверх есть более или менее существенным. Но даже в развитых, экономически и социально, странах мира время не полностью однородно
 
Фернан Бродель. Материальная цивилизация,
экономика и капитализм XV-XVIII вв.
 
Понятие «longue duree» (длительная протяжность) рассматривалось Броделем как такое, что отличает историю от других наук, и свойственное лишь истории. «Longue duree» выражает идею непрерывности, единства, целостности человеческой истории. Так, „время мира” продуцирует само себя. Развитие истории и общества неравномерное, в нем наблюдаются периодические ритмические колебания, которые определяют рост и падение общества. Периоды ритмического колебания рассматривались Броделем как проявление единого пульсирующего процесса развития мировой истории. В результате чего исторический процесс не прерывается, но теряет структуру однонаправленного линейного процесса. Так, он становится непрерывным пульсирующим развитием, в котором присутствует незаконченное разнообразие, где все возможности совершаются одновременно, в то самое время, как на определенном этапе актуализируется одна из них. Такая последовательность длится бесконечно, постоянно воспроизводя накопленные изменения общества. Это и есть человеческая история как противоположность внутреннему функционированию общества. А значит, любое конкретное состояние общества является лишь одной из фаз исторической последовательности, продуктом совершенной деятельности и предпосылкой для дальнейшей деятельности. Аналогично этому, любое социальное событие является в некотором смысле отражением предыдущей истории и началом будущей истории, так как оно находится в потоке социально-исторического времени. Таким образом, социальное становление, которое рассматривается в измерении внешнего времени или бесконечного длящегося, может быть представлено как „деление истории”.
 
 
О времени у Ф.Броделя вы можете прочитать:
 
Бродель Ф. Матеріальна цивілізація, економіка і капіталізм XV-XVIII ст. / Ф. Бродель; [пер. з фр. Григорій Філіпчук]. — К.: Основи. – Т. 3 : Час світу. — К. : Основи , 1998.