Время в зеркале науки
Апрель25
 
Мудрее всего - время,
ибо оно раскрывает все
 
Фалес 

Августин Блаженный (354-430 рр.)


Три действия нашей души: память – настоящее прошлого, внимание – настоящее настоящего и ожидание – настоящее будущего, совершаются в настоящем, которое становится активным через активность духа, который напрягается в ожидании, памяти и внимании.
 
Аврелий Августин. Исповедь.
 
Августин впервые проанализировал время в связи с жизнью индивидуальной души, ее чувствами и намерениями. Такая душа, в которой вера стимулирует разум, которая стремится к истине через открытость Бога, является личностью. Именно в данном контексте Августин пытался исследовать познание природы времени. Ссылка же на личность дается лишь для того, чтобы сильнее подчеркнуть онтологическую недостаточность, которая характерна для человеческого времени. Таким образом, Августин отказался от понимания времени, как чего-то объективного, что существует „вне”. Он акцентировал на духовном аспекте восприятия времени, где время существует в духовном мире человека, который способен разделять время на прошлое, настоящее и будущее. Философ писал, что было бы правильнее вести речь о трех временах: настоящем прошлого, настоящем настоящего и настоящем будущего, где память, созерцание и ожидание соотносятся с данными категориями времени. Таким образом, ментальные структуры становятся центром, в котором фиксируются все аспекты мировоззрения человеческой личности.
 
 
О времени у Августина Блаженного вы можете прочитать:
 
Августин Аврелий.  Исповедь / Августин Аврелий (Блажений); [пер. с лат. А. А. Столяров]. – М.: Канон, 1997.