
Время мира определяет также тип суперструктуры
глобальной истории: оно является результатом действий сил, которые выходят из
него самого, как из ядра, и, в свою очередь, отображаются на новой основе. В
соответствии с городом и эпохой, это двойное действие снизу вверх есть более
или менее существенным. Но даже в развитых, экономически и социально, странах
мира время не полностью однородно
Фернан Бродель. Материальная цивилизация,
экономика и капитализм XV-XVIII вв.
Понятие «longue duree»
(длительная протяжность) рассматривалось Броделем как такое, что отличает
историю от других наук, и свойственное лишь истории. «Longue duree» выражает
идею непрерывности, единства, целостности человеческой истории. Так, „время
мира” продуцирует само себя. Развитие истории и общества неравномерное, в нем
наблюдаются периодические ритмические колебания, которые определяют рост и
падение общества. Периоды ритмического колебания рассматривались Броделем как
проявление единого пульсирующего процесса развития мировой истории. В
результате чего исторический процесс не прерывается, но теряет структуру
однонаправленного линейного процесса. Так, он становится непрерывным
пульсирующим развитием, в котором присутствует незаконченное разнообразие, где
все возможности совершаются одновременно, в то самое время, как на определенном
этапе актуализируется одна из них. Такая последовательность длится бесконечно,
постоянно воспроизводя накопленные изменения общества. Это и есть человеческая
история как противоположность внутреннему функционированию общества. А значит,
любое конкретное состояние общества является лишь одной из фаз исторической
последовательности, продуктом совершенной деятельности и предпосылкой для
дальнейшей деятельности. Аналогично этому, любое социальное событие является в
некотором смысле отражением предыдущей истории и началом будущей истории, так
как оно находится в потоке социально-исторического времени. Таким образом,
социальное становление, которое рассматривается в измерении внешнего времени
или бесконечного длящегося, может быть представлено как „деление истории”.
О времени у Ф.Броделя вы можете прочитать:
Бродель Ф. Матеріальна цивілізація, економіка і
капіталізм XV-XVIII ст. / Ф. Бродель; [пер. з фр. Григорій Філіпчук]. — К.: Основи. – Т. 3 : Час світу. — К. : Основи , 1998.