Время в зеркале науки
Апрель20
 
Мудрее всего - время,
ибо оно раскрывает все
 
Фалес 

Эдмунд Гуссерль (1859-1938 гг.)


…то, что мы принимаем, не является существованием объективного времени, существованием продолжительности какой-либо вещи и т.п., а – являющимся временем, являющейся продолжительностью, как таковыми. Это, однако, абсолютные данности, которые было бы бессмысленно подвергать сомнению. Потом мы допускаем, конечно, и существующее время, но это – не время мира опыта, а имманентное время хода сознания.
 
Эдмунд Гуссерль. Феноменология внутреннего сознания времени.
 
Цель, поставленная Гуссерлем, состояла в том, чтобы выявить первичные формы сознания, в  которых так или иначе представлены временные отличия – продолжительность, последовательность, одновременность, настоящее, прошлое, будущее. Речь идет, в первую очередь, о сознании, которое конституирует время, сознании, которое потом разворачивается как временное. То есть, с одной стороны, речь идет о сознании времени, а с другой – о сознании  как временном. Гуссерль выходил из интернациональной концепции сознания, основы которой были заложены Ф. Бретано, и ставил перед собой задание построения феноменологической теории времени, которая не апеллировала б ни к каким трансцендентным предпосылкам, но конституировалась бы на началах трансцендентального наставления, исследуя сферу чистого сознания. То есть, время есть трансцендентально-смысловым фактором конституирования воспринимаемого сущего,  а сознание конституирует время „внутри себя”. Время, как принцип реализации „Я” в мире, имеет содержательный характер.  
 
 
О времени у Э. Гуссерля вы можете прочитать:
 
Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль; [пер. с нем., вступ. ст. В.И. Молчанов]. –  М.: Риг Логос: Гносис. – М.: 1994.