Время в зеркале науки
Апрель19
 
Мудрее всего - время,
ибо оно раскрывает все
 
Фалес 

Ганс-Георг Гадамер (1900 - 2002 гг.)


То, что носит название «классическое», в первую очередь, не требует преодоления исторического дистанцирования – оно само, в постоянном опосредствовании совершает это преодоление. Поэтому классическое, конечно, «вне времени»; но сама эта вневременность является средством исторического бытия
 
Ганс-Георг Гадамер. Истина и метод.
 
На „примере классического” Гадамер  объяснял, каким образом прошлое каждый раз является актуальным для соответствующего настоящего. Историческое дистанцирование не преодолевается с помощью больших усилий, как это дает понять историческое сознание, но в классическом прошлое всегда совпадает с настоящим. В данной форме опосредствования прошлого и настоящего Гадамер видел истинный способ исторического познания. В этой перспективе „временное дистанцирование” приобретает особенное значение. Так, благодаря онтологическому повороту, который М. Хайдеггер придал пониманию в качестве „экзистенциала”, только исходя из временной интерпретации, Г.-Г. Гадамер осмысливал временное дистанцирование в его герменевтической плодовитости. Итак, время, в первую очередь, не является бездной, которую непременно нужно преодолеть, поскольку присутствие прошлого означает непрерывность обычаев и традиций. Необходимо познать эту дистанцию во времени как позитивную и продуктивную возможность понимания. Когда человек находится на этой исторической дистанции и пытается понять какое-то историческое явление, он всегда оказывается под влиянием действующей истории. Таким образом, историческое сознание оказывается в действенно-историческом переплетении, что позволяет выявить основополагающие предпосылки, которые направляют понимание. Действующая история не является чем-то, что дополняет историческое событие, но является способом, которым прошлое становится настоящим, которым прошлое нас определяет. Если история является процессом ее влияния, то осознание этого влияния есть действенно-историческим сознанием. Эта процедура требует осознания собственной исторической ситуации, законченности и историчности собственного сознания, что всегда является уже самопониманием.
 
 
О времени у Г.-Г.Гадамера вы можете прочитать:
 
Гадамер Г.-Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988.