Время в зеркале науки
Апрель24
 
Мудрее всего - время,
ибо оно раскрывает все
 
Фалес 

Георг Зиммель (1858-1918 гг.)


Время является, возможно, абстрактной формой осознания того, что есть жизнь в невыразительной, лишь непосредственной переживаемой конкретности. Поскольку лишь время с вневременной точки настоящего в двух направлениях трансцендирует какую-либо действительность и тем самым реализовывает временную продолжительность, то есть, само время
 
Георг Зиммель. Проблема исторического времени.
 
Зиммель развивал учение о квантах смысла, которые имеют свои „пороги уменьшения”: невозможно бесконечно делить исторические события на мгновенные картинки, поскольку исчезнет сама индивидуальность явления. И наоборот, поднимая единичные элементы событий с их описательной конкретности, мы разрешаем им уплотняться, тяготеть к собственному центру, воспроизводя тем самым реальное образование более высокого уровня, объединяя их. Соответственно, непрерывность связей элементов сохраняется за счет интерполяции, благодаря которой идея живого непрерывного процесса заполняет „пустоты”. Таким образом, Зиммель анализировал события, которые участвуют в развитии социальных форм, с точки зрения исторического подхода. При этом философ использовал герменевтический подход к времени, в котором присутствует именно рефлексивный, но не линейный или циклический взгляд на время, в котором прошлое и будущее действуют в настоящем, что придает им смысл.
 
 
О времени у Г.Зиммеля вы можете прочитать:
 
Зиммель Г. Проблема исторического времени. // Избранное. В 2-х т. / Г. Зиммель. – М.: Юрист, 1996. – (Лики культуры). – Т.1: Философия культуры. – М.: Юрист, 1996.