Время в зеркале науки
Апрель25
 
Мудрее всего - время,
ибо оно раскрывает все
 
Фалес 

Иммануил Кант (1724-1804 гг.)


Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, то есть, имеет созерцание нас самих и нашего внутреннего состояния. Время не может быть определением внешних явлений: оно не принадлежит ни к форме, ни к положению и т.п.; наоборот, оно определяет отношение представлений в нашем внутреннем состоянии
 
Иммануил Кант. Критика чистого разума
 
Проблему времени Кант рассматривал в тесной связи с сознанием. Поскольку познание – это деятельность, которая является последовательной, то средства деятельного сознания необходимо фиксировать через понятие времени. Последовательность определения предмета, за Кантом, сохраняется и отображается сознанием. Если бы мы не запоминали и не воссоздавали теперь, когда мыслим, мы б не имели в сознании образа. Реализуя синтез последовательности, сознание сохраняет прошлые моменты времени, фиксируя их в мышлении. Таким образом, вне отношения к сознанию, к субъективной деятельности познания, не может быть никакого времени самого по себе. Время, как форма „внутреннего чувства”, не только обуславливает возможность представления про внешний мир, но и дает воспринимать внутренний мир субъекта. То есть, „внутреннее чувство” репрезентирует нас самих к таким, какими мы есть. Кант, таким образом, стал основателем достаточно значимой философской традиции исследования времени, а также форм и средств сознания времени, человеческой способности „знать” время.
 
 
О времени у И. Канта вы можете прочитать:
 
Кант И. Критика чистого разума / И. Кант ; [пер с нем. Н. О. Лосский]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.