Время есть не что
иное, как форма внутреннего чувства, то есть, имеет созерцание нас самих и
нашего внутреннего состояния. Время не может быть определением внешних явлений:
оно не принадлежит ни к форме, ни к положению и т.п.; наоборот, оно
определяет отношение представлений в нашем внутреннем состоянии
Иммануил Кант. Критика чистого разума
Проблему времени Кант рассматривал в тесной связи с
сознанием. Поскольку познание – это деятельность, которая является
последовательной, то средства деятельного сознания необходимо фиксировать через
понятие времени. Последовательность определения предмета, за Кантом,
сохраняется и отображается сознанием. Если бы мы не запоминали и не
воссоздавали теперь, когда мыслим, мы б не имели в сознании образа. Реализуя
синтез последовательности, сознание сохраняет прошлые моменты времени, фиксируя
их в мышлении. Таким образом, вне отношения к сознанию, к субъективной
деятельности познания, не может быть никакого времени самого по себе. Время,
как форма „внутреннего чувства”, не только обуславливает возможность
представления про внешний мир, но и дает воспринимать внутренний мир субъекта.
То есть, „внутреннее чувство” репрезентирует нас самих к таким, какими мы есть.
Кант, таким образом, стал основателем достаточно значимой философской традиции
исследования времени, а также форм и средств сознания времени, человеческой
способности „знать” время.
О времени у И. Канта вы можете прочитать:
Кант И.
Критика чистого разума / И. Кант ; [пер с
нем. Н. О. Лосский]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.