…то, что мы принимаем, не является существованием
объективного времени, существованием продолжительности какой-либо вещи и т.п.,
а – являющимся временем, являющейся продолжительностью, как таковыми. Это, однако,
абсолютные данности, которые было бы бессмысленно подвергать сомнению. Потом мы
допускаем, конечно, и существующее время, но это – не время мира опыта, а
имманентное время хода сознания.
Эдмунд Гуссерль. Феноменология внутреннего сознания времени.
Цель,
поставленная Гуссерлем, состояла в том, чтобы выявить первичные формы сознания,
в которых так или иначе представлены
временные отличия – продолжительность, последовательность, одновременность,
настоящее, прошлое, будущее. Речь идет, в первую очередь, о сознании, которое
конституирует время, сознании, которое потом разворачивается как временное. То
есть, с одной стороны, речь идет о сознании времени, а с другой – о
сознании как временном. Гуссерль выходил из интернациональной концепции сознания, основы которой были заложены Ф. Бретано,
и ставил перед собой задание построения феноменологической теории времени,
которая не апеллировала б ни к каким трансцендентным предпосылкам, но
конституировалась бы на началах трансцендентального наставления, исследуя сферу
чистого сознания. То есть, время есть трансцендентально-смысловым фактором
конституирования воспринимаемого сущего, а сознание конституирует время „внутри себя”.
Время, как принцип реализации „Я” в мире, имеет содержательный характер.
О времени у Э. Гуссерля вы можете прочитать:
Гуссерль Э.
Феноменология внутреннего сознания времени / Э. Гуссерль; [пер. с
нем., вступ. ст. В.И. Молчанов]. – М.:
Риг Логос: Гносис. – М.: 1994.