Время – это жизнь
Души, которая в процессе движения переходит от одного проявления жизни к
другому.
Плотин. Эннеады
Плотин первым рассмотрел проблему рождения времени сквозь
внутренний акт души и ее стремление к самостоятельному существованию. Для него Душа, как реальное начало „другого”,
неразрывно связана со временем – „...собственно, сначала она сама стала
временем, которое заменило вечность”. Философ полемизировал с Аристотелем и
подвергал критике отождествление времени с движением. Наследуя Платона, Плотин
сопоставил сущность времени с вечностью и соединил его с жизнью Мировой души, в
которой все человеческие души находятся в единении. Но за Платоном, время
создано Демиургом, тогда как у Плотина время возникает через „падение души с
вечности и в связи с ее деятельной активностью в поиске путей для выхода наружу
того, во что она попала”. Таким образом, время у Плотина представало как
движимый образ вечности.
О времени у Плотина вы можете прочитать:
Плотин. Эннеады / Плотин ; [пер. с
древнегреч., латин. и др.]. — К. : УЦИММ- ПРЕСС, 1996. — 239с.